Рекомендации психолога

Психологические рекомендации для учителей и родителей при общении с детьми

1882

  1. Демонстрируйте мягкое, тактичное, чуткое отношение к детям.
  2. Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
  3. Избегайте подчёркивания его промахов.
  4. Демонстрируйте любовь и уважение к ребёнку.
  5. Позволяйте ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
  6. Принимайте индивидуальность ребёнка.
  7. Внушайте ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.
  8. Применяйте преимущественно позитивное оценочное воздействие: похвала, одобрение.
  9. Избегайте публичной критики.
  10. Предъявляйте разумные требования, ожидания. Будьте последовательными.
  11. Проявляйте постоянную заинтересованность в ребёнке, заботу о нём.
  12. Умейте признавать свои ошибки.
  13. Предпочитайте требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.
  14. Поддерживайте своего ребёнка.

Что не надо делать родителям и педагогам?


  • Нельзя унижать ребёнка.
  • Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.
  • Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее.
  • Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность.
  • Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно найти лучший вариант.
  • Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям ребёнка.
  • Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
  • Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
  • Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей.
  • Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок. -Нельзя злоупотреблять нравоучениями.

Рекомендации классным руководителям по работе с «отверженными» детьми


  1. Покажите, что вы ему доверяете.
  2. Хвалите за каждое выполненное дело.
  3. Успехи ребенка обсуждайте со всем классом.
  4. Ставьте в ситуацию успеха.
  5. Давайте «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс.
  6. Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание, отметить успех.
  7. Единство требований семьи и школы.
  8. Учет индивидуальных особенностей.
  9. Наказывать за проступок, объяснять причину.
  10. Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное.
  11. Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований.
  12. Отмечать хорошие поступки
  13. «Разумная» требовательность.
  14. Проявляйте терпение и выдержку.
  15. Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.
  16. Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок.
  17. Нельзя злоупотреблять нравоучениями.

Как вести себя с агрессивным ребёнком?


  • Запрет, а тем более лишь усугубят проблему.
  • Санкция должна соответствовать поступку.
  • Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.

  • Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
  • Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
  • наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  • Используйте удивление для реагирования агрессию.
  • попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
  • Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
  • Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
  • Дайте понять ребёнку, что он любим.

Как вести себя с конфликтным ребёнком?


  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  4. Иногда не надо вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
  5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
  6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

Как вести себя с тревожным ребёнком?


  • Выясните причину тревожности.
  • Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  • Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  • Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
  • Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.

  • Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.

  • Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

Как вести себя с застенчивым ребёнком?


  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
  2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
  3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
  4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
  7. Старайтесь повысить уровень самооценки. Учите его уважать себя.
  8. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.

  9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми близкими ребёнку.
  10. Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где ребёнок мог стать объектом насмешек.

Как вести себя с упрямым ребёнком?


  • Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
  • Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.

  • Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.

Как вести себя с аутичным ребёнком?


  1. Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.

  2. Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
  3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
  4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
  5. Заинтересуйте ролевыми играми.
  6. Учите замене монологов диалогами.
  7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребёнок испытывает страх.
  8. Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздражают.
  9. В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло.
  10. Дозируйте всё новое в разумных пределах.
  11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.

Как вести себя с нервным ребёнком?


  • Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
  • Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.

  • Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  • Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.

  • Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
  • Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.

  • Чаще поощрять, в том числе, за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

Как вести себя с гиперактивным ребёнком?


  1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
  2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.

  3. Главное лекарство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).

  4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
  5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.

  6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
  7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.

  8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.

Если ребёнок «устраивает сцены»?


  • Не создавайте сами опасных претендентов и ограничьте круг запретов.
  • Не утешайте ребёнка запретными вещами.
  • Умейте переключить внимание ребёнка.
  • То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
  • Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
  • Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием.
  • Требования должны быть эмоционально привлекательными.
  • Чаще говорите «можно».

Как вести себя с невнимательным ребёнком?


  1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.

  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он его мог завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Как вести себя с инертным ребёнком?


  • Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
  • Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.

  • Их нельзя спрашивать в начале урока.
  • От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
  • Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
Реклама